Поддержанный проект 2 с длинным названием
На пресс-конференции в ТАСС 18 декабря представили Атлас новых профессий 3.0 - книгу, в которой рассказывается об актуальных для России профессиях ближайшего будущего. Атлас разрабатывался Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с WorldSkills Russia, МТС, Mail.Ru Group и издательством «Альпина». В начале 2020 года цифровая версия книги будет доступна на сайте.
Атлас – это попытка разобраться, кем будут работать российские дети в 2030-2035 годах, заявил руководитель проекта Дмитрий Судаков. Первая редакция атласа появилась в начале 2014 года и после этого несколько раз обновлялась, сейчас книга «активно используется как инструмент профориентации и профнавигации в сотнях российских школ, вузах, центрах занятости», сказал он.
По словам Дмитрия Судакова, если в первом атласе было 120 новых профессий по 14 отраслям, то в третьей редакции их стало более 300 по 27 отраслям – от металлургии и медицины до медиаразвлечений и fashion-индустрии. Появились и новые отрасли – экология, Нейронет, пищевая и тяжелая промышленность. Руководитель проекта отметил, что средства на подготовку третьей версии издания собирали также на крауд-платформе Planeta, там проекту удалось привлечь 3 млн руб.
Книга написана специально для подростков и их родителей, ее главная героиня – девочка Ника - попадает в 2035 год и знакомится с профессиями будущего. «Здесь нетипичный симбиоз художественного нарратива и навыковой части - этот прием позволяет удержать интерес и его постоянно подзаводит», - сказал сооснователь издательства «Альпина» Илья Долгопольский.
Изначально атлас новых профессий задумывался как «интеллектуальная провокация», заявил директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив и спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков.
«В атласе нет государственного финансирования, это инициатива компаний и граждан, которые совместно это поддерживают и это значит, что рынок им доверяет. Это самый массовый профориентационный инструмент в стране, практически все крупные порталы, которые занимаются профориентацией, используют атлас в качестве базового контента. Сейчас атлас из интеллектуальной провокации стал стандартом де-факто», - сказал он.
Дмитрий Песков отметил, что почти любой из сквозных навыков в атласе может одновременно быть профессией. «Есть навыки, которые распространены по всему рынку, а есть люди, которые специализируются на том, чтобы этот навык был глубже понят, проанализирован, там появились большие данные, AI и дальше это было бы распространено», - заявил спецпредставитель президента. По его словам, методики из атласа используются такими компаниями, как РЖД и «Росатом».
«Атлас - это про то, кем дети будут уже в 12-14 лет, это поколение хочет работать в школе еще до университета и тематика раннего предпринимательства невероятно важна. Быстрые профессиональные пробы важны для маленьких детей, чтобы они поняли, куда они могут пойти и где себя попробовать», - сказал Дмитрий Песков.
Он добавил, что в будущем атлас будет более виртуальным и интерактивным, а Илья Долгопольский заявил, что издательство планирует выпустить VR-версию книги. «Большинство литературы сейчас касается существующих профессий и есть серьезный дефицит, потому что поколение Z и те, кто сейчас учатся в школе, думают о том, чем будут заниматься в 25-35 лет. Этим проектом мы закрываем этот информационный дефицит», - подчеркнул сооснователь издательства.
Атлас создавался на основе разработанной в России методики Skills Technology Foresight. Она получила международное признание и использовалась в совместных проектах с Международной организацией труда. Эта методика позволяет создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на его основе договориться о действиях по достижению желаемого будущего. В создании материалов для атласа участвовало свыше четырех тыс. экспертов.