Законопроект о «праве на риск», инициированный АСИ, успешно прошел первое чтение в Госдуме
Госдума приняла в первом чтении законопроект о принципах господдержки инновационной деятельности, разработанный Минэкономразвития России по итогам экспертного обсуждения на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Предлагаемые поправки вносят изменения в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и позволяют установить допустимый уровень риска при венчурном финансировании инновационных и технологических проектов с использованием бюджетных средств.
«Агентство стратегических инициатив собрало на своей площадке первые идеи и предложения по «праву на риск» от ключевых игроков сектора и институтов развития. Впоследствии была сформирована рабочая группа Минэкономразвития, подготовившая этот законопроект, - пояснила глава АСИ Светлана Чупшева. - Принятие поправок повысит шансы прорывных, но рискованных проектов получить поддержку государства, что будет способствовать технологическому развитию России в ближайшие годы».
Законопроект стал возможен благодаря лидерам проектов Национальной технологической инициативы (НТИ). На встрече Владимира Путина с представителями компаний НТИ, состоявшейся в рамках «Конструкторского бюро АСИ» в Москве 18 сентября 2019 года, помощник президента (ныне – первый вице-премьер) Андрей Белоусов пояснил одну из проблем государственных инвестиций в венчурный сектор так: «Что такое венчурное финансирование? Это когда венчурная компания входит в капитал стартапов... Восемь неудач, зато две удачи, которые перекрывают эти восемь неудач. Но у нас, к сожалению, так устроено законодательство, что за эти восемь неудач с бюджетными деньгами можно получить 20 лет суммарно. Поэтому, естественно, все убегают от этого венчурного финансирования».
По итогам встречи и предложений от компаний НТИ президент дал поручение правительству при участии АСИ, Счетной палаты, Генпрокуратуры и заинтересованных институтов развития обеспечить внесение изменений в нормативную правовую базу, определяющих допустимые случаи и объем невозврата венчурных инвестиций или прямых инвестиций в капитал компаний, реализующих технологические проекты с использованием средств государственного бюджета.
Суть законопроекта
Поправки в закон закрепляют понятия «технологический проект», «венчурное и прямое финансирование инновационных и технологических проектов» и «институт инновационного развития». Согласно документу, господдержка инновационной деятельности может осуществляться институтами развития через венчурное или прямое финансирование проектов. При этом источником финансирования могут быть в том числе бюджетные средства.
«Предложения, позволяющие институтам развития активнее финансировать перспективные, прорывные технологические проекты, были подготовлены в рекордные сроки. Права финансовых организаций на риск в этой сфере фактически до этого не было, но необходимость в такого рода нормативных документах сегодня – колоссальная, с учетом сложившейся в России и в мире экономической ситуации», – отметил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
Он подчеркнул, что инновационная деятельность сопряжена с заведомо высокой вероятностью не достичь запланированного результата даже при соблюдении участниками всех необходимых условий и процедур. Законопроект устанавливает, что при осуществлении венчурного финансирования инновационных проектов должна учитываться неопределенность рыночных, технологических перспектив их реализации, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов.
Институты инновационного развития при предоставлении венчурного или прямого финансирования инновационных проектов, а также при предоставлении других мер господдержки, должны проводить необходимые экспертизы этих проектов как до начала их финансирования, так и в процессе их реализации и после завершения. Правительство установит условия и допустимые формы господдержки инновационной деятельности, а также особенности определения целевого характера использования направленных бюджетных средств.
Оценка результатов инвестирования будет проводиться «по принципу интегральности и ретроспективности, который означает, что оценке подлежит достижение целевых и промежуточных, а также плановых (прогнозных) результатов инновационной деятельности с момента первоначального получения субъектом государственной поддержки средств государственной поддержки».