Призерами конкурса АСИ по внедрению цифровых решений стали 9 регионов
Белгородская, Липецкая, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Томская и Челябинская области, Пермский край и Республика Саха (Якутия) вошли в число призеров конкурса по внедрению цифровых решений в регионах России, который Агентство стратегических инициатив (АСИ) проводило в 2019 году.
Участники конкурса выбрали для внедрения ИТ-разработки в сферах медицины, образования, сельского хозяйства, туризма и культуры. Популярностью пользовалось цифровое решение по анализу профиля бедности региона.
«Всего было внедрено 10 цифровых решений, 8 внедрений были высоко оценены экспертным жюри», - сообщили в центре цифрового развития АСИ.
Результаты конкурса цифровых решений - 2019
Анализ профиля бедности в регионе
- 1 место – Ростовская область
- 2 место – Липецкая область
- 3 место – Республика Саха (Якутия)
Анализ цифрового следа туриста
- 1 место – Челябинская область
- 2 место – Липецкая область
- 3 место – Томская область
Классификатор цифрового контента учреждений культуры
- 1 место – Белгородская область
- 2 место – Пермский край
Автоматическая классификация обращений граждан
- 1 место – Рязанская область
Оценка качества медицинских услуг
- Новгородская область (единственный участник)
Доступность медицинской помощи
- Новгородская область (единственный участник)
Анализ фотографий сельскохозяйственных полей
- Пермский край (единственный участник)
Зависимость успеваемости ребенка от программ дополнительного образования
- Пермский край (единственный участник)
За время конкурса в регионах сформировались сильные команды из представителей отраслевых органов власти и ИТ-разработчиков. Многие из них уже имеют успешный опыт внедрения цифровых решений и готовы делиться им с другими регионами. Этот опыт войдет в базу знаний «Смартеки» в виде практик с подтвержденной эффективностью.
«Наиболее сильные команды способны ускорить масштабирование лучших цифровых решений по стране, делясь своим опытом и наработками со все новыми регионами. Мы в Агентстве считаем важным поддержать их в новой для себя роли - “цифровых наставников”. Ресурсы для решения этой задачи можно найти в национальных проектах. Этот вопрос мы уже прорабатываем с федеральными министерствами», – отметила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Среди представленных на конкурсе решений - разработанный командой «Счётка» сервис по анализу информации о малоимущих и их профилях, который был внедрен при непосредственном участии команды министерства труда и социального развития Ростовской области. В цифровом решении использовались данные операторов связи (МТС и Билайн) и ведомственная информационная система министерства.
Уже сейчас регион передал данные о малоимущих в управление службы занятости для корректировки финансирования муниципальным образованиям на организацию профессиональной переподготовки соискателей вакансий. Также данные переданы в министерство здравоохранения Ростовской области для выделения квот по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
«Число жителей области из «группы риска», которые при изменении состава семьи, либо другой жизненной ситуации, могут попасть в категорию малоимущих, – до 400 тысяч, по разным оценкам. С помощью операторов сотовой связи, различных информакций, в том числе социальной рекламы, людей проинформировали о вариантах помощи. В итоге, удалось определить ранее не выявленных малоимущих. А с учётом «тепловой карты региона» построили маршруты выездных приёмов органов социальной защиты и расширили государственную помощь, в виде социального контракта, семьям с детьми», – прокомментировал результаты внедрения цифрового решения губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Эксперты также высоко оценили решение по оценке бедности, которое внедрили на территории региона представители экономического блока и социальной защиты населения Липецкой области. На момент внедрения, по данным региональной информационной системы (ИС), в Липецкой области проживает 82,5 тыс. бедных. Данные сотовых операторов позволили увидеть больше информации и показали, что в регионе 85,9 тыс. бедных и 82,2 тыс. человек, у которых есть риск ими стать (по данным МТС), а также 8,8 тыс. бедных и 104 тыс. в «группе риска» (по данным Билайн). Важно учитывать данные нескольких операторов для понимая полноты картины. Также определена разница между данными региональных ИС и сотовых операторов, которая станет фокусом внимания для предоставления мер поддержки.
«Работа над проектом позволила взглянуть нам на решение проблемы бедности под другим углом. Получив информацию о концентрации малообеспеченного населения на определенной территории, органы социальной защиты населения понимают, в какие районы и области необходимо направить социальную помощь в первую очередь. Зачастую граждане, которым положены льготы не пользуются ими просто потому что не знают о них. При поддержке АСИ был подготовлен бриф на смс-рассылку, где указана ссылка на сайт социального калькулятора, а также бесплатный телефон call-центра. Получатели информации – потенциально малообеспеченные граждане – смогут узнать о существующих в регионе мерах социальной поддержки», – отметил глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов.
В сфере туризма лучшее внедрение показало Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, Центр развития туризма Челябинской области и команда Iskra two. Они внедрили сервис, позволяющий провести оценку объема потенциальных туристов из других регионов страны и автоматически разбить их на группы по местоположению, полу, возрасту, семейному положению, наличию детей, интересам и доходу. Для создания тепловой карты был использован сервис Яндекс.Подбор слов, данные социальных сетей, а также данные сотовых операторов.
С помощью сервиса после спада пандемии COVID-19 в 2020 году Челябинская область планирует возобновить привлечение туристов в момент, когда передвижение внутри страны станет возможным, а международные направления еще будут не активны.
Решение позволит получать данные для работы инструмента из открытых источников, визуализировать данные в виде карт и списков, фильтровать и просматривать целевые группы по региону, виду туризма, полу и возрасту, наблюдать за изменением уровня осведомленности об объектах рекламы жителями регионов России, а также принимать решения о содержимом рекламного послания и регионе подачи, исходя из свойств целевых групп и уровня их осведомленности.
В сфере здравоохранения наилучшие результаты показали Министерство здравоохранения Новгородской области, медицинские организации региона и разработчик Игорь Шаталин. Они внедрили решение задачи «Оценка качества медицинских услуг». Решение способствует выявлению отзывов пациентов о качестве оказания медицинской помощи на основе анализа данных открытых интернет-источников. Всего было проанализировано 392 сообщения, из них относящихся к отзывам по здравоохранению – 63%, корректно оцененных – 84,2%.
Цифровой сервис позволит органам исполнительной власти, конкретным медицинским организациям оперативно предпринимать действия по улучшению качества предоставляемой медицинской помощи. Министерство здравоохранения готово предложить методологию и инструкции внедрения решения для его использования в других регионах и отраслях.
Решение также можно использовать для оценки оказания медицинской помощи в условиях пандемии. «Агентство уже планирует его применить для получения обратной связи от населения в сфере здравоохранения по регионам», – сообщили в центре цифрового развития АСИ.