Россияне оценили доступность услуг и товаров первой необходимости в режиме самоизоляции
Из-за пандемии коронавируса (COVID-19) в России действует режим самоизоляции. Покидать свой дом можно лишь в случае крайней необходимости. Опрос жителей 190 населенных пунктов, проведенный центром городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) на платформе 100gorodov.ru, показал, что не везде инфраструктура позволяет использовать модель удаленной работы, сервисы доставки товаров успешно действуют только в крупнейших городах, а повседневными медицинскими услугами рядом с домом могут воспользоваться лишь 20% населения.
В опросе приняли участие респонденты из 15 крупнейших городов (с населением свыше 1 млн человек), 46 крупных городов (с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек), 30 больших городов (с населением от 100 до 250 тыс. человек), 23 средних городов (с населением от 50 до 100 тыс. человек), 31 малых городов (с населением менее 50 тыс. человек) и 45 сельских поселений.
Худшие показатели по доступности повседневных товаров и услуг в своем районе отметили жители Новочеркасска, Владивостока, Красноярска и Петропавловска-Камчатского. Лучшими городами по этому показателю стали Ульяновск, Сургут (86% респондентов удовлетворены доступностью товаров и услуг), Санкт-Петербург и Саранск (80%).
Сложная ситуация с доставкой продуктов питания и товаров первой необходимости в Магадане, Нальчике и Чегдомыне (70% респондентов поставили неудовлетворительные оценки). Лучше всего дистанционные сервисы работают в Санкт-Петербурге, Тюмени, Москве и Уфе.
Жители Курска отмечают проблему с шаговой доступностью (10 минут пешком от дома) продуктовых магазинов. На низкую доступность аптек указали в Николаевске-на Амуре, Бикине и Севастополе. Только 9% респондентов из Петропавловска-Камчатского имеют поблизости поликлинику. В Саратове этот показатель тоже низкий (27%). Отделение банка рядом с домом есть у 20% опрошенных из Новочеркасска и не более чем у 30% - из Екатеринбурга.
На проблемы с доступом к стабильному и недорогому интернету из дома указали респонденты из Самары (25%), Нальчика и Северобайкальска (33%). Лучшие всего дела с интернетом обстоят в Якутке, Челябинске и Нижнем Новгороде. Жители этих городов наиболее удовлетворены предоставляемой услугой.
Самые низкие показатели перевода сотрудников на удаленный режим работы зафиксированы в Пензе и Твери (14%). Самые высокие - в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и Улан-Удэ.
Существенные перемены в своей жизни почувствовали более 50% опрошенных жителей Вологды, Советска, Нижнего Тагила и Таганрога. Не заметили перемен: Благовещенск (60%), Чегодомын (45%), Чита (44%).
Общие результаты опроса
Только 20% жителей городов России могут получать все необходимые повседневные медицинские услуги вблизи от дома. 34% опрошенных жителей заявили о полной или частичной невозможности получения медицинских услуг рядом с местом проживания. Самая низкая доступность медицинских услуг у жителей малых городов и сельских поселений – более 40% не имеют доступа или имеют ограниченный доступ к медицине. У 56% жителей российских городов отсутствуют поликлиники рядом с домом.
Каждый 10-й России житель не имеет доступа к базовому набору товаров и услуг в своем районе. Доступность к базовым товарам и услугам на высоком уровне оценили 57% жителей. Самые высокие показатели удовлетворенности в крупнейших и средних городах – 63%. Самые низкие показатели доступности в больших городах – 12% всех респондентов полностью или частично не имеют доступа к необходимым товарам и услугам в своем районе.
25% жителей малых и средних городов не могут дистанционно заказывать товары и продукты. Доступность сервисов доставки в своем городе на хорошем уровне отмечают только жители крупнейших городов, и с уменьшением численности населения – уменьшается и доступность подобных сервисов для жителей. Только 12-14% жителей малых, средних и крупных городов полностью удовлетворены работой сервисов дистанционного заказа товаров и продуктов.
Каждый четвертый житель малого и среднего города указывает на невозможность использования дистанционного заказа товаров и продуктов, а 20% жителей этих городов отмечают неудовлетворительность и слабую развитость сервисов. В средних и малых городах жители не используют сервисы доставки продуктов (0%), готовой еды (5%) и товаров из интернет-магазина (9%).
Наиболее благоприятная ситуация в городах России с доступностью продуктовых магазинов (95%), аптек (87%) и остановок общественного транспорта (87%). Самая плохая доступность у парков (39%), спортивных площадок (41%) и поликлиник (44%). В крупнейших городах 96% жителей имеют в шаговой доступности магазин. Низкую доступность парков отмечают жители всех категорий городов.
Только 32% жителей малых городов переведены на удаленный режим работы. О переводе на удаленный формат работы из дома заявляют в основном жители городов миллионников – 69% указали этот вариант ответа. В иных категориях городов количество людей переведенных на удаленную работу составило от 32% для малых городов, до 41% - для больших.
12% жителей села начали получать онлайн-образование. Наиболее популярными у жителей России дистанционными сервисами в период карантина стали онлайн-трансляции концертов, театральных спектаклей, вебинаров – 33% жителей активно используют этот вид досуга. На втором по популярности месте - получение дистанционного образования и онлайн-курсы. 29% стали использовать интернет для получения новых знаний и навыков. Новые цифровые приложения и платформы для коммуникации с коллегами и друзьями использует также 29% опрошенных горожан. В селах самый низкий процент использования цифровых сервисов. Наиболее популярными у интернет-пользователей данных населенных пунктов являются новые приложения для общения (21% ответов) и трансляции концертов и спектаклей (16%).
Меньше всего изменений жители городов наблюдают в сфере общественного транспорта (23%). Наибольшее число жителей России отмечают изменение режима работы объектов общественного питания (66%), культуры и досуга (87%), спорта (77%). 4% респондентов заявляют что в их населенном пункте не произошло никаких изменений вовсе.
Только 7% жителей утверждают, что после введения карантинных мер их жизнь кардинально не поменялась. Каждый третий опрошенный заметил существенные изменения в своей жизни, а 26% жителей отмечают кардинальные изменения. Количество жителей, которые в большей или меньшей степени ощутили изменения в своей жизни, составляет более 50% в каждой группе городов, что может свидетельствовать о том, что последствия негативной эпидемиологической ситуации в мире ощущают на себе как жители мегаполисов (51% опрошенных отметили изменения в своей повседневной жизни), так жители сельских поселений (67% жителей отметили изменения в своей жизни).
Только 24% жителей полностью доверяют источникам информации о распространении коронавируса. 14% жителей всех городов полностью или частично не доверяют источникам информации. 30% жителей скорее доверяют, но не удовлетворены полностью. Меньше всего доверие существующие СМИ вызывают у жителей малых городов – 17% полностью или частично не доверяют получаемой информации.
Только 31% жителей считает достаточным число существующих источников информации о распространении эпидемии и изменении работы городских служб. 18% всех опрошенных жителей заявляют о значительной недостаточности источников информации. 52% - в целом положительно оценивают существующие каналы коммуникации. Наименьшее количество полностью удовлетворенных количеством источников информации проживает в крупнейших городах – 28% опрошенных жителей.