Для применения новой технологии уплотнения грунтов потребуется изменение нормативов
Для применения технологии уплотнения слабых грунтов микровзрывами необходимо разрабатывать и утверждать необходимую нормативно-техническую документацию. К такому выводу пришли специалисты РОСДОРНИИ, изучив проект компании «АЕМ Геотехника», который АСИ поддерживает с сентября 2020 года.
В экспертном заключении, полученном c помощью АСИ, перечислены ключевые преимущества технологии - дополнительное уплотнение слабых грунтов энергией взрыва, которое отсутствует при использовании аналогов, а также рассчитанная разработчиками экономическая эффективность.
«АЕМ Геотехника» – научно-техническая компания из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает проекты укрепления грунтов на основе буровзрывной технологии с применением рассредоточенных зарядов малой мощности. По данным специалистов компании, технология позволяет уплотнять грунт основания быстрее и дешевле, чем известные сейчас аналоги, в частности, струйная инъекция (jet grouting), виброфлотация, виброобмен, устройство эстакадных конструкций. Разработка экологически безопасна.
АСИ оказывает проектной команде поддержку в работе с министерствами и экспертными организациями, а также прорабатывает актуализацию нормативной базы для применения буровзрывной технологии уплотнения грунтов оснований в строительстве. В дальнейшем агентство продолжит работу с профильными экспертами и участниками рынка для консультаций и поддержки компании в актуализации нормативной базы и внесения технологии в госреестр.
«Сама по себе буровзрывная технология не нова. В странах Восточной Европы она широко используется еще с начала 1990-х. Но в нашей стране ввиду особенностей технического регулирования, недостаточной проработки методов расчета и прогнозирования динамики процессов консолидации основания насыпей технология почти не применяется», - заявила гендиректор и совладелец «АЕМ Геотехника» Елена Городнова. Продвижению разработки мешает и активный маркетинг зарубежных поставщиков, решения которых в разы дороже, сообщила она.
В России больше 65% территории представлено слабыми и структурно-неустойчивыми грунтами, это затрудняет строительные дорожные работы. «Буровзрывная технология особенно актуальна для строителей временных и постоянных дорог при активном освоении нефтегазовых месторождений, расположенных преимущественно на Севере и Северо-Востоке, где болота и слабые грунты являются доминирующими», - отметила Городнова.
К недостаткам технологии специалисты РОСДОРНИИ отнесли потенциальную опасность ее применения, связанную с использованием взрывчатых веществ. «Действительно, многих пугает присутствие в составе технологического процесса инициации зарядов взрывчатого вещества. Однако эта энергия расходуется на формирование дренирующей полости диаметром до 0,8 м, которая мгновенно заполняется песчаным грунтом. Мы уже успешно апробировали технологию на участке строительства скоростной автомобильной дороги М-11 в Новгородской области», - подчеркнула Городнова. Реализация проекта помогла вовремя ввести в эксплуатацию магистраль Москва-Санкт Петербург, уточнила она.
Компания планирует адаптировать свою технологию с использованием доступных, более дешевых по сравнению с импортными аналогами материалов и российского оборудования. Разработчики также намерены выходить на экспортный рынок. «Технология применима в любых грунтовых условиях и может быть реализована при нашем участии в других странах, в том числе в Китае и Юго-Восточной Азии, активно развивающих инфраструктуру в сложных грунтовых условиях», - добавила Городнова.