Стратегия управления инновациями
№1
Раздел
В первом разделе нашего курса мы расскажем, как построить инновационную стратегию компании.

Вы узнаете, как работа с инновациями связана с общей стратегией компании и внешней средой. Мы поговорим об основных задачах руководителей и о важности их роли во время трансформации компании. Вы познакомитесь с моделью оценки инновационной зрелости компании, можно сказать, ключевой моделью этого курса, и разберете ее первый сегмент: самостоятельную диагностику текущего уровня зрелости организации с точки зрения инновационной стратегии.

Кроме того, вы узнаете, на чем необходимо сосредоточить свои усилия при построении инновационной стратегии в первую очередь, из каких элементов она может состоять, и как на разных уровнях зрелости компании роль этих элементов может меняться.

Вы узнаете, как правильно формировать портфель инвестиционных проектов в соответствие с выбранной стратегией и распределять бюджет. И в итоге мы расскажем, по каким критерием оценивать реализацию инновационной стратегии и ее эффективность.

Начнем!
Почему важно сформировать стратегию работы с инновациями
Конспект видео
Развитие и внедрение инноваций диктуются потребностью компании сохранять потребителя и долю рынка в условиях появления новых продуктов, услуг и технологий, изменения потребительских предпочтений, конъюнктурных изменений и других факторов.

Стратегия работы с инновациями должна помочь определить план по ведению инновационной деятельности, нацеленной на достижение основных целей компании (конкурентное преимущество, выход на новые рынки, защита собственных позиций и так далее) с использованием инновационных решений.

Кроме того, стратегия работы с инновациями должна способствовать достижению целей общей стратегии компании.
Наиболее актуальные вопросы разработки стратегии работы с инновациями
Наличие инновационной стратегии является основой для работы с инновациями. Однако одно ее существование не будет драйвером изменений. Для стимулирования инновационной трансформации руководству компании важно четко и ясно обозначить цели и задачи инноваций в рамках общей стратегии компании и транслировать необходимость инноваций всем сотрудникам.

Также необходимо создать условия для формирования пула инновационных проектов и их реализации. Для этого необходимо сделать следующие шаги:
  • Создать экосистему для работы с рискованными инновационными проектами — повысить восприятие риска инновационных проектов, увеличить толерантность к неудачам и ошибкам и изменить негативное отношение к неуспешным проектам.
  • Ориентироваться не только на соответствие формальным критериям отбора или риск-политику компании, но и на рост числа инновационных проектов.
  • Ориентироваться на заказчика при формировании инновационной повестки, поиске и разработке инновационных идей и проектов и определении вектора развития инновационной деятельности.
Как наладить движение всех участников инновационного процесса к единой цели?
1
Определить роль инноваций в достижении стратегических целей организации и сформулировать, почему именно инновации необходимы для достижения ее целей и установить, какого типа инновации компания планирует реализовывать.
2
Транслировать необходимость инноваций и целей инновационной деятельности всем сотрудникам компании.

Успех этого шага, в первую очередь, зависит от степени вовлечения руководства.
Согласно исследованию CB Insights, большее вовлечение руководства компании в процесс внедрения инноваций дает лучший результат.
Результаты исследования CB Insights, State of Innovation (2018) о вовлечении руководства во внедрение инноваций в компании
Руководству компании и акционерам важно собственным примером подчеркивать необходимость и ценность изменений — при этом необходимо ориентироваться на всех задействованных сотрудников. Понимание ими необходимости изменений поможет сформировать внутренний спрос на инновации.

Важность целеполагания и транслирования при внедрении инноваций подтверждается исследованием PWC, согласно которому генеральные директора из 1322 опрошенных компаний отметили, что ключевыми факторами успеха при внедрении инноваций являются:

• лидерство первого лица
• четкое видение того, как новые технологии могут помочь
• продуманный план инвестиций, включая критерии достижения успеха
Ключевые факторы успеха при внедрении инноваций

Механизм коммуникации акционеров и руководителя организации со структурными подразделениями компании, формирующими внутренний спрос на инновации, включает следующие шаги:

  • организация проактивного поиска инноваций
  • изменение системы мотивации
  • создание отдельного структурного подразделения или наделение ответственных сотрудников специальными полномочиями
  • выделение бюджета, снятие административных барьеров и применение ускоренных процедур согласования
Трансформация корпорации в сторону принятия рисков
Инновационная деятельность связана с неопределенностью и риском, что нехарактерно для привычной ежедневной операционной рутины.

Поэтому инновации влекут за собой изменения в бизнес-процессах, мотивации персонала и корпоративных ценностей организации.

В чем заключаются эти изменения?
  • В выделении средств на рискованные проекты и адаптации подхода к оценке и реализации инновационных проектов
  • Применении сбалансированной системы материального и нематериального стимулирования персонала, основанного на положительном характере мотивации
  • Транслировании инновационных ценностей и культуры принятия риска всем сотрудникам компании

Принятие рисков и готовность совершать ошибки — один из ключевых моментов внедрения инновационной стратегии: успешные инновационные компании значительно более терпимы к ошибкам и чаще идут на риск ради развития инноваций.

Согласно исследованию PWC, компании, которые скорректировали свое отношение к риску при работе с инновациями, чаще создают новые продукты на новых рынках и внедряют новые технологии.
Доля компаний, внедряющих новые продукты и новые технологии в зависимости от отношения к риску
Максимизация воронки инновационных проектов
На начальном этапе компаниям рекомендуется направить больше усилий на практическую работу с инновациями, чтобы увеличить количество пилотных проектов и реализовать свой инновационный потенциал.

Это поможет решить следующие задачи:
  • перейти из состояния теоретического выстраивания бизнес-процессов к практическим действиям, в рамках которых шансы найти верный для себя путь внедрения инноваций существенно возрастают
  • внедрить доступные технологии и решения и получить первый финансовый результат
  • сформировать положительный образ компании и транслировать запрос на технологии внешним участникам
  • сформировать внутри компании необходимые управленческие и технические компетенции
Ориентация на внутреннего и внешнего заказчика
На начальном уровне зрелости особенно важно заручиться поддержкой внутреннего заказчика: то есть сотрудников подразделений, непосредственно участвующих в операционной деятельности.

Ориентация на внешнего заказчика также важна, поскольку позволяет компании выявить потребности клиента и подготовить продукт или услугу с учетом конкретных требований. Что, в свою очередь, повышает вероятность получения положительного результата.
Здесь мы хотим обратить ваше особое внимание на практический фокус инновационной стратегии. Даже неудачные проекты дадут опыт, будет расти инновационная грамотность и компетентность сотрудников вашей организации.

Поэтому мы рекомендуем на начальном этапе максимально сфокусироваться на практической работе с инновациями и наращивать число пилотных проектов. Зачем это нужно?
1
Вы перейдете из состояния теоретического выстраивания бизнес-процессов к практическим действиям. В этом случае вы с гораздо большим успехом и быстрее всего найдете верный для вашей компании путь внедрения инноваций.
2
Вы внедрите доступные технологии и решения и получите первый финансовый результат.
3
По пути вы сформируете положительный образ компании и начнете транслировать запрос на технологии внешним участникам. В долгосрочной перспективе это повысит качество предлагаемых решений.
4
И, наконец, вы сформируете внутри компании необходимые управленческие и технические компетенции, значение чего сложно переоценить.
То, насколько важно максимизировать воронку инновационных проектов, подтверждается исследованием 500 Startups. Согласно ему, большее число реализованных проектов приводит к лучшим результатам, росту компетенций, опыта и доли успешно реализованных проектов:
Данные исследования 500 Startups
А анализ компаний, запускающих более 10 пилотов в год, показывает, что они более успешны в инновационной деятельности и всегда получают существенный или прорывной эффект от инноваций:
Опрос российских компаний в ходе исследования
А теперь давайте подробнее разберем, что такое модель инновационной зрелости компании и узнаем, как провести диагностику текущего состояния ее инновационной зрелости.