Эксперты назвали обязательное условие для успешного внедрения инноваций в компаниях
Успешное внедрение технологий невозможно без изменения корпоративных ценностей и повышения уровня инновационной корпоративной культуры. К таким выводам пришли участники круглого стола, посвященного результатам совместного исследования АСИ и КПМГ по цифровизации и инновационной открытости российских предприятий.
По словам партнера и руководителя технологической практики КПМГ в России и СНГ Николая Легкодимова, «без корпоративной культуры стартапы взлетают плохо». «Один человек не сможет сдвинуть прогресс, и ключевая роль в изменениях сегодня должна отводиться развитию общей культуры инноваций на предприятиях», - подчеркнул Легкодимов.
Согласно Модели повышения инновационной открытости крупных компаний, в соответствии с которой проводилось исследование, компанию нельзя считать инновационно зрелой, если в ней не воспринимаются идеи сотрудников или внешние предложения, коллектив не оказывает поддержку проектам, а неудачное внедрение чревато для проектной команды финансовыми или административными последствиями.
63% принявших участие в исследовании компаний отмечают низкий уровень корпоративной культуры как барьер для развития инновационной деятельности. 90% респондентов считают, что в их организациях сформирована политика принятия риска, а в случае неудачи финансовые или административные штрафы не применяются, но лишь одна компания из 148 отметила, что обладает культурой экспериментов, а неудачные проекты оценивает в качестве полезного опыта.
«Мы видим, что компании постепенно осознают важность корпоративной культуры, видят положительные изменения, - отметил директор проектов направления «Новый бизнес» АСИ Антон Козлов, - Но есть и точки для дальнейшего роста. Результаты исследования показывают, что только каждый пятый респондент удовлетворен корпоративной культурой в своей компании».
Культурам компаний, активно внедряющим инновации, присущи такие черты, как высокий уровень доверия, интенсивность горизонтальных связей, открытость новому и непривычному, уверен Тимур Мяльдзин, руководитель отдела инновационного развития АО «Почта России». «Именно эти черты нашей корпоративной ДНК помогли наладить эффективную работу кроссфункциональных команд со стартапами в акселераторе и почти всеми бизнес-подразделениями», - отметил Мяльдзин.
О своем опыте изменения корпоративной культуры рассказал начальник отдела развития персонала АО «Гознак» Алексей Бармашов. «Для нас участие в разработке Модели повышения инновационной открытости крупных компаний стало отправной точкой для изменений внутри предприятия, - отметил», - сказал Бармашев. По его словам, в компании решили запустить корпоративную акселерационную программу и начали активно привлекать к этой работе своих сотрудников. «За короткое время вокруг стартапов, которые участвуют в акселераторе, образовались целые команды, внутреннее сообщество. Многие наши сотрудники проявили интерес к обсуждаемым проектам. Все это говорит о том, что в любой крупной компании есть внутренний запрос на инновации, нужно лишь создать для них подходящие условия», - подчеркнул Бармашев.
О том, как важно «погружать» сотрудников в инновационную среду, чтобы они в последствии общались на равных со стартапами и могли быстро договориться, рассказал Дмитрий Чисников, менеджер бизнес-системы ПАО «Северсталь». «В компании реализуется как внешний, так и внутренний акселератор, - отметил эксперт. – Мы заметили, что сотрудники стали сами активно подавать свои предложения. Участвуя в таких акселераторах, они видят для себя возможность реализовать себя, руководить проектом, получить бюджет на его реализацию, доложить о результатах топ-менеджменту. Спустя время в компании уже никого не удивить такими «инновационными» терминами, как lean, custdev («бережливое управление» и «тестирование прототипа» - прим. ред.) и т.д.».
Напомним, в ходе совместного исследования АСИ и международная консалтинговая компания КПМГ опросили 148 крупных российских предприятий. Исследование показало, что крупные российские компании уже встали на путь внедрения инноваций и цифровой трансформации – большинство из них не только осознают положительное влияние инноваций, но также активно финансируют связанные с ними проекты.